Зачем нужны консультанты по управлению
В современном бизнесе отрасль консалтинговых услуг быстро развивается, и руководители больших предприятий охотно приглашают тренеров и консультантов различных направлений для повышения эффективности труда сотрудников и общей эффективности деятельности компании. Однако вопрос о целесообразности привлечения консультантов до сих пор остается открытым для небольших частных компаний и предприятий с небольшим штатом – руководители таких фирм считают использование консалтинговых услуг дорогим и неоправданным, и даже недопустимым, если речь идет об управлении.
Как правило, к консультантам принято обращаться тогда, когда у компании уже явные проблемы в одной или нескольких сферах деятельности, но определить их причины и источник самостоятельно невозможно. То есть, на консультантов возлагают функции скорой помощи, считая, что они смогут реанимировать бизнес на любой стадии его развала. Однако, это совсем не так – консалтинговые услуги эффективны при регулярном использовании и способны предотвратить любые проблемы, если они были выявлены заранее.
Руководители предприятий среднего и малого бизнеса должны отдавать себе отчет в том, что консультант привлекается не для того, чтобы налаживать производство, стимулировать спрос или подбирать персонал. Он не станет решать, подойдет ли для рекламной кампании широкоформатная печать, и нужен ли на упаковке логотип фирмы. Основное задание консультанта – наладить контакт между руководством и подчиненными, разработать и внедрить такие решения, которые при имеющихся в наличии ресурсах и потенциале позволили бы достигать максимальной эффективности.
Как правило, консультанты используют в своей работе системный подход, то есть подходят к анализу и оценке компании как единого целого, независимо от ее размера и количества направлений деятельности. Для малых и средних предприятий этот подход особенно актуален, поскольку позволяет более четко и сгруппировано рассматривать персонал как единый организм. С точки зрения консалтинговых компаний, уровень развития предприятия определяется по уровню самого слабого в профессиональном плане сотрудника, поэтому главная задача консультанта сплотить персонал в команду и повысить уровень профессионализма каждого конкретного работника.
Таким образом, привлечение консультантов в компании небольших и средних размеров позволят сформировать командный дух и ощущение причастности каждого сотрудника к развитию общего дела, что положительно скажется на всех результатах деятельности фирмы.